Проектирование торговых центров – этапы разработки, нормы и правила

Проектирование торговых центров – этапы разработки, нормы и правила

Проектирование торговых центров – этапы разработки, нормы и правила
СОДЕРЖАНИЕ
7 545 просмотров

Правильное проектирование торговых центров помогает привлечь потенциальных покупателей и арендаторов. Строительство крупного комплекса требует крупных финансовых вложений, а грамотное распределение торговых площадей и организация инфраструктуры повысит конкурентоспособность ТЦ и поможет ему как можно быстрее начать приносить реальную прибыль.

Что необходимо учитывать при проектировании торговых центров

Торгово-развлекательный центр — это не просто магазин. Игровые зоны, кинотеатры, кафе и рестораны делают ТЦ местом отдыха и досуга для всей семьи. В праздничные или выходные дни люди могут находиться на территории комплекса с утра до вечера.

Чтобы здание стало для потенциальных клиентов не просто очередной торговой точкой, а излюбленным местом досуга, при архитектурном проектировании торговых центров необходимо учитывать:

  • Транспортную доступность. Возможность подъезда такси или личных автомобилей ко входу в заведение и удобные пешеходные дорожки от ближайших автобусных остановок или станций метро.
  • Комфорт для посетителей. В помещение ТРЦ должно быть легко заходить родителям с детскими колясками, а также пожилым людям, которым может быть тяжело подниматься по высоким ступенькам. Также в заведении необходимо разместить достаточное количество туалетов и грамотно продумать систему вентиляции и кондиционирования.
  • Наличие возле входа в торговый центр лавочек также привлечет потенциальных покупателей, а красиво оформленные места отдыха могут стать популярным городским объектом для фотосессий.
  • На входе в крупные ТЦ должна находиться справочная зона, где посетители смогут получить ответы на вопросы по поводу функционирования заведения и местонахождения конкретных торговых точек.
  • Наличие достаточного количества парковочных мест на прилегающей территории или в подземных гаражах.
  • Стильный дизайн, который будет выгодно выделять ТЦ на фоне аналогичных заведений.
  • Грамотную планировку торговых площадей и возможность с наименьшими затратами перераспределить зоны согласно потребностям конкретных арендаторов.
  • Правильное направление потоков покупателей, которое будет удобно людям и выгодно владельцам торговых точек.

При разработке планов строительства необходимо соблюдать нормативы проектирования ТЦ, установленные законодательством РФ:

  • градостроительный кодекс;
  • НПБ 110-03 и СНиП 21-01-97 — нормы и правила пожарной безопасности;
  • своды правил 118.13330.2012 и 59.13330.2016 — общественные здания и организация пространства для маломобильных категорий населения.

Обратите внимание! Все выходы из помещения (в том числе и аварийные) должны быть обозначены соответствующими светящимися табличками.

Многофункциональный деловой центр

 

Этапы разработки проекта

Грамотное проектирование торговых центров должно состоять из следующих этапов:

  1. Подготовительный. Анализ территории, на которой будет возводиться комплекс, демографический срез района, а также наличие и доступность подъездных путей.
  2. Разработка концепции и позиционирования ТРЦ. При этом следует обратить внимание на архитектуру окружающих зданий и наличие поблизости потенциальных конкурентов. Торговый центр должен быть заметен издалека, но при этом не вызывать у людей чувство отторжения слишком претенциозным дизайном. На этом же этапе планируется размеры сооружения и дополнительные объекты: фонтаны, лавочки или скульптуры.
  3. Логистика. Продуманная привязка магазина к транспортным путям поможет облегчить доставку продукции. Если в ТЦ планируется размещение крупных супермаркетов, необходимо обеспечить место для подъезда и разгрузки грузовых автомобилей.
  4. Планирование и создание чертежа внутренней структуры помещения. От грамотного направления покупательских и товарных потоков, а также удобного зонирования будет зависеть популярность нового объекта.
  5. Размер и расположение административных помещений, складов и технических зон. При этом необходимо учитывать направление входящих и выходящих товарных потоков.
  6. Оптимизация системы переходов. Лифты, лестницы и эскалаторы должны быть не только удобны для людей, но и ненавязчиво распределять поток покупателей между этажами.
  7. Места для расположения рекламы: стенды, щиты, вывески, ЖК-экраны.

После разработки общей концепции ТРЦ переходят к созданию архитектурного проекта, расчету сметы и подготовке документации для получения разрешения на строительство.Проект ТЦ с парковочными местами

Важно! При создании планов торгового центра необходимо учитывать нормативы освещения, вентиляции и противопожарной безопасности.

От грамотного проектирования ТЦ зависит не только скорость строительства или потенциальная прибыль от объекта. Ошибки в расчетах могут быть опасны для жизни или здоровья людей. Поэтому, не имея опыта в данной сфере, лучше обратиться за разработкой проекта к специалистам — цена услуги не настолько велика по сравнению с возможными расходами из-за ошибок в планировании.

Дополнительная информация. В сети можно скачать готовый эскиз типового ТЦ и изменить его под свои запросы. Но качество и потенциальная доходность такого объекта будут хуже, чем у индивидуально разработанного проекта, созданного с учетом реалий конкретной местности и потребностей населения.

Классификация торговых центров

Перед созданием проекта торгового комплекса важно определиться со спецификой будущего заведения. Согласно международной классификации, существуют следующие определения типов ТЦ:

  • Микрорайонные. Основной арендатор заведения — продуктовый супермаркет. Целевые посетители магазина — люди, проживающие в 5-10 минутах ходьбы от торговой точки. Площадь заведения составляет не более 10 тыс. кв. м.
  • Окружные. От предыдущей категории отличаются большей площадью (10-30 тыс. кв. м) и увеличенным ассортиментом товаров. Торговая точка обслуживает население нескольких близлежащих районов (в среднем на расстоянии получаса езды).
  • Региональные. Торговые центры, в которых продаются любые виды товаров, а также расположены фудкорты и развлекательные зоны. Площадь заведения составляет от 30 до 75 тыс. кв. м, а радиус охвата — около 25 км.
  • Суперрегиональные — ТЦ площадью от 75 тыс. кв. м с максимальным ассортиментом товаров и развлекательных точек и зоной охвата до 50 км. В торговых центрах данного типа могут находиться два и больше крупных универмага или магазина бытовой техники.

Общие правила планировки

Торговые центры — это большие помещения с большим потоком посетителей и множеством различных магазинов, развлекательных зон и точек общественного питания. Чтобы грамотно распределить площадь и обратить внимание людей на самые важные точки помещения, необходимо учитывать особенности проектирования ТЦ:

  1. В зале не должно быть «мертвых зон» — областей, доступ к которым затруднен для посетителей. Если конструкция комплекса не позволяет избежать появления подобных территорий, их необходимо сделать более привлекательными для покупателей: например, разместить арт-объекты, фотозоны или площадки для отдыха.
  2. Пространство торгово-развлекательного комплекса следует организовать так, чтобы клиент мог посетить как можно больше магазинов, фудкортов или развлекательных точек. Главная особенность крупных ТРЦ — большая площадь, может оказаться минусом, если неправильно обустроить маршрут потока покупателей: люди просто не станут заходить в далеко расположенные магазины. Для разрешения задачи требуется грамотный и профессиональный подход.
  3. Создание ярких акцентов. Люди склонны ассоциировать помещения с особенно запоминающимися местами. Фонтан, крупный аквариум или стена с подсвеченным водопадом выделят комплекс среди конкурентов, а также помогут покупателям ориентироваться внутри торгового центра.
  4. Разработка вертикальных связей. Если на верхние этажи комплекса будет сложно подниматься, то люди туда и не пойдут. Низкая посещаемость верхних этажей может оказаться критичной даже для крупного ТРЦ в центре города. Ненавязчиво направить покупателей помогут заметные лестницы с декоративными элементами, удобные эскалаторы или стеклянные лифты, из которых открывается красивый обзор территории комплекса.

Дополнительная информация. Оригинальным решением проблемы может стать расположение эскалаторов или лифтов прямо перед входом. В таком случае покупатель первым делом поднимется на верхний этаж, а после его осмотра вернется на первый.

Проект ТЦ

Особенности интерьера ТЦ

При проектировании торгового центра особое внимание следует уделить интерьеру: в удобное и привлекательное здание людям захочется чаще заходить. К тому же, от качества интерьера зависит впечатление о торговых точках и товаре. В красивом магазине с ярким освещением и приятной музыкой покупатели готовы оставить больше денег.

Поскольку каждый арендатор торгово-развлекательного центра имеет собственный фирменный стиль, объединить различные торговые точки в единую стилистику может быть сложно. Поэтому при выборе концепции интерьера нужно остановиться на универсальном решении, которое сделает ТЦ узнаваемым, и позволит ему сохранить гармоничный облик, независимо от дизайна отдельных арендаторов.

Освещение — важная часть торгового комплекса. Яркий, но не раздражающий свет вызывает у людей ощущение праздника и провоцирует их на покупки. Также при помощи световых акцентов можно регулировать поток клиентов и привлекать их внимание к «мертвым зонам».

На заметку. Здания ТРЦ чаще всего имеют высокие потолки, но освещать все пространство — дорого и нерационально. Лучше использовать световые акценты над важными областями, а также точечные или фигурные подсветки.

Виды зонирования

Разрабатывая проект торгово-развлекательного центра, важно заранее определиться с методикой зонирования помещения. Выделяют три типа организации пространства:

  • Тематическое — вся площадь разделена на конкретные зоны. Структурированный интерьер проще оформлять, но в таком случае невозможно повлиять на поток движения покупателей, а при смене арендаторов могут возникнуть сложности.
  • Смешанное — организация небольших тематических зон, объединяющих несколько торговых точек (например, товары для мужчин, детский этаж, или крыло с товарами для дома). Схема позволяет управлять потоком покупателей, но в центре здания может образоваться «мертвая зона», а разделять арендаторов по категориям — сложная маркетинговая задача.
  • Взаимозаменяемое. Отсутствие привязки интерьера к видам товаров — самый гибкий способ управления движением клиентов, но покупателям бывает тяжело ориентироваться в магазине, не представляя его четкой схемы.

Торговый зал может быть изначально поделен на квадраты бутиков или магазинов со стационарными стенами или же иметь общее внутреннее помещение, которое зонируется при помощи мобильных перегородок.


Предлагаем заказать проект загородного дома
«под ключ» по СПЕЦИАЛЬНОЙ ЦЕНЕ —
(550) 350 руб/кв.м.

В ПОДАРОК: пакет расчетов
«Все для строительства»
и разработка 3D-визуализации дома.
 Подробнее

Получите бесплатный расчет стоимости проекта
Телефон
Вопрос или сообщение
7 545 просмотров
Это интересно

Автомойки из сендвич-панелей Общественные и коммерческие здания

Бескаркасные спортивные конструкции Общественные и коммерческие здания