Правильное проектирование торговых центров помогает привлечь потенциальных покупателей и арендаторов. Строительство крупного комплекса требует крупных финансовых вложений, а грамотное распределение торговых площадей и организация инфраструктуры повысит конкурентоспособность ТЦ и поможет ему как можно быстрее начать приносить реальную прибыль.
Что необходимо учитывать при проектировании торговых центров
Торгово-развлекательный центр — это не просто магазин. Игровые зоны, кинотеатры, кафе и рестораны делают ТЦ местом отдыха и досуга для всей семьи. В праздничные или выходные дни люди могут находиться на территории комплекса с утра до вечера.
Чтобы здание стало для потенциальных клиентов не просто очередной торговой точкой, а излюбленным местом досуга, при архитектурном проектировании торговых центров необходимо учитывать:
- Транспортную доступность. Возможность подъезда такси или личных автомобилей ко входу в заведение и удобные пешеходные дорожки от ближайших автобусных остановок или станций метро.
- Комфорт для посетителей. В помещение ТРЦ должно быть легко заходить родителям с детскими колясками, а также пожилым людям, которым может быть тяжело подниматься по высоким ступенькам. Также в заведении необходимо разместить достаточное количество туалетов и грамотно продумать систему вентиляции и кондиционирования.
- Наличие возле входа в торговый центр лавочек также привлечет потенциальных покупателей, а красиво оформленные места отдыха могут стать популярным городским объектом для фотосессий.
- На входе в крупные ТЦ должна находиться справочная зона, где посетители смогут получить ответы на вопросы по поводу функционирования заведения и местонахождения конкретных торговых точек.
- Наличие достаточного количества парковочных мест на прилегающей территории или в подземных гаражах.
- Стильный дизайн, который будет выгодно выделять ТЦ на фоне аналогичных заведений.
- Грамотную планировку торговых площадей и возможность с наименьшими затратами перераспределить зоны согласно потребностям конкретных арендаторов.
- Правильное направление потоков покупателей, которое будет удобно людям и выгодно владельцам торговых точек.
При разработке планов строительства необходимо соблюдать нормативы проектирования ТЦ, установленные законодательством РФ:
- градостроительный кодекс;
- НПБ 110-03 и СНиП 21-01-97 — нормы и правила пожарной безопасности;
- своды правил 118.13330.2012 и 59.13330.2016 — общественные здания и организация пространства для маломобильных категорий населения.
Обратите внимание! Все выходы из помещения (в том числе и аварийные) должны быть обозначены соответствующими светящимися табличками.
Этапы разработки проекта
Грамотное проектирование торговых центров должно состоять из следующих этапов:
- Подготовительный. Анализ территории, на которой будет возводиться комплекс, демографический срез района, а также наличие и доступность подъездных путей.
- Разработка концепции и позиционирования ТРЦ. При этом следует обратить внимание на архитектуру окружающих зданий и наличие поблизости потенциальных конкурентов. Торговый центр должен быть заметен издалека, но при этом не вызывать у людей чувство отторжения слишком претенциозным дизайном. На этом же этапе планируется размеры сооружения и дополнительные объекты: фонтаны, лавочки или скульптуры.
- Логистика. Продуманная привязка магазина к транспортным путям поможет облегчить доставку продукции. Если в ТЦ планируется размещение крупных супермаркетов, необходимо обеспечить место для подъезда и разгрузки грузовых автомобилей.
- Планирование и создание чертежа внутренней структуры помещения. От грамотного направления покупательских и товарных потоков, а также удобного зонирования будет зависеть популярность нового объекта.
- Размер и расположение административных помещений, складов и технических зон. При этом необходимо учитывать направление входящих и выходящих товарных потоков.
- Оптимизация системы переходов. Лифты, лестницы и эскалаторы должны быть не только удобны для людей, но и ненавязчиво распределять поток покупателей между этажами.
- Места для расположения рекламы: стенды, щиты, вывески, ЖК-экраны.
После разработки общей концепции ТРЦ переходят к созданию архитектурного проекта, расчету сметы и подготовке документации для получения разрешения на строительство.
Важно! При создании планов торгового центра необходимо учитывать нормативы освещения, вентиляции и противопожарной безопасности.
От грамотного проектирования ТЦ зависит не только скорость строительства или потенциальная прибыль от объекта. Ошибки в расчетах могут быть опасны для жизни или здоровья людей. Поэтому, не имея опыта в данной сфере, лучше обратиться за разработкой проекта к специалистам — цена услуги не настолько велика по сравнению с возможными расходами из-за ошибок в планировании.
Дополнительная информация. В сети можно скачать готовый эскиз типового ТЦ и изменить его под свои запросы. Но качество и потенциальная доходность такого объекта будут хуже, чем у индивидуально разработанного проекта, созданного с учетом реалий конкретной местности и потребностей населения.
Классификация торговых центров
Перед созданием проекта торгового комплекса важно определиться со спецификой будущего заведения. Согласно международной классификации, существуют следующие определения типов ТЦ:
- Микрорайонные. Основной арендатор заведения — продуктовый супермаркет. Целевые посетители магазина — люди, проживающие в 5-10 минутах ходьбы от торговой точки. Площадь заведения составляет не более 10 тыс. кв. м.
- Окружные. От предыдущей категории отличаются большей площадью (10-30 тыс. кв. м) и увеличенным ассортиментом товаров. Торговая точка обслуживает население нескольких близлежащих районов (в среднем на расстоянии получаса езды).
- Региональные. Торговые центры, в которых продаются любые виды товаров, а также расположены фудкорты и развлекательные зоны. Площадь заведения составляет от 30 до 75 тыс. кв. м, а радиус охвата — около 25 км.
- Суперрегиональные — ТЦ площадью от 75 тыс. кв. м с максимальным ассортиментом товаров и развлекательных точек и зоной охвата до 50 км. В торговых центрах данного типа могут находиться два и больше крупных универмага или магазина бытовой техники.
Общие правила планировки
Торговые центры — это большие помещения с большим потоком посетителей и множеством различных магазинов, развлекательных зон и точек общественного питания. Чтобы грамотно распределить площадь и обратить внимание людей на самые важные точки помещения, необходимо учитывать особенности проектирования ТЦ:
- В зале не должно быть «мертвых зон» — областей, доступ к которым затруднен для посетителей. Если конструкция комплекса не позволяет избежать появления подобных территорий, их необходимо сделать более привлекательными для покупателей: например, разместить арт-объекты, фотозоны или площадки для отдыха.
- Пространство торгово-развлекательного комплекса следует организовать так, чтобы клиент мог посетить как можно больше магазинов, фудкортов или развлекательных точек. Главная особенность крупных ТРЦ — большая площадь, может оказаться минусом, если неправильно обустроить маршрут потока покупателей: люди просто не станут заходить в далеко расположенные магазины. Для разрешения задачи требуется грамотный и профессиональный подход.
- Создание ярких акцентов. Люди склонны ассоциировать помещения с особенно запоминающимися местами. Фонтан, крупный аквариум или стена с подсвеченным водопадом выделят комплекс среди конкурентов, а также помогут покупателям ориентироваться внутри торгового центра.
- Разработка вертикальных связей. Если на верхние этажи комплекса будет сложно подниматься, то люди туда и не пойдут. Низкая посещаемость верхних этажей может оказаться критичной даже для крупного ТРЦ в центре города. Ненавязчиво направить покупателей помогут заметные лестницы с декоративными элементами, удобные эскалаторы или стеклянные лифты, из которых открывается красивый обзор территории комплекса.
Дополнительная информация. Оригинальным решением проблемы может стать расположение эскалаторов или лифтов прямо перед входом. В таком случае покупатель первым делом поднимется на верхний этаж, а после его осмотра вернется на первый.
Особенности интерьера ТЦ
При проектировании торгового центра особое внимание следует уделить интерьеру: в удобное и привлекательное здание людям захочется чаще заходить. К тому же, от качества интерьера зависит впечатление о торговых точках и товаре. В красивом магазине с ярким освещением и приятной музыкой покупатели готовы оставить больше денег.
Поскольку каждый арендатор торгово-развлекательного центра имеет собственный фирменный стиль, объединить различные торговые точки в единую стилистику может быть сложно. Поэтому при выборе концепции интерьера нужно остановиться на универсальном решении, которое сделает ТЦ узнаваемым, и позволит ему сохранить гармоничный облик, независимо от дизайна отдельных арендаторов.
Освещение — важная часть торгового комплекса. Яркий, но не раздражающий свет вызывает у людей ощущение праздника и провоцирует их на покупки. Также при помощи световых акцентов можно регулировать поток клиентов и привлекать их внимание к «мертвым зонам».
На заметку. Здания ТРЦ чаще всего имеют высокие потолки, но освещать все пространство — дорого и нерационально. Лучше использовать световые акценты над важными областями, а также точечные или фигурные подсветки.
Виды зонирования
Разрабатывая проект торгово-развлекательного центра, важно заранее определиться с методикой зонирования помещения. Выделяют три типа организации пространства:
- Тематическое — вся площадь разделена на конкретные зоны. Структурированный интерьер проще оформлять, но в таком случае невозможно повлиять на поток движения покупателей, а при смене арендаторов могут возникнуть сложности.
- Смешанное — организация небольших тематических зон, объединяющих несколько торговых точек (например, товары для мужчин, детский этаж, или крыло с товарами для дома). Схема позволяет управлять потоком покупателей, но в центре здания может образоваться «мертвая зона», а разделять арендаторов по категориям — сложная маркетинговая задача.
- Взаимозаменяемое. Отсутствие привязки интерьера к видам товаров — самый гибкий способ управления движением клиентов, но покупателям бывает тяжело ориентироваться в магазине, не представляя его четкой схемы.
Торговый зал может быть изначально поделен на квадраты бутиков или магазинов со стационарными стенами или же иметь общее внутреннее помещение, которое зонируется при помощи мобильных перегородок.